Коммерцию в саморегулировании можно победить только совместными усилиями государства и строительного сообщества

815
image_pdfimage_print

29 июня в Санкт-Петербурге состоялась пресс-конференция «Роль государства в борьбе с коммерцией в саморегулируемых организациях. Есть ли будущее?». В пресс-конференции приняли участие руководитель Аппарата Национального объединения строителей Михаил Викторов, координатор НОСТРОЙ по г. Санкт-Петербург, вице-президент НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга»  Алексей Белоусов, заместитель Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Сергей Анденко и президент НП «Балтийский строительный комплекс» Владимир Чмырев.

Строительное сообщество, в рамках данных ему полномочий, не может эффективно бороться с так называемыми «коммерческими СРО» – об этом на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС в Санкт-Петербурге заявил Михаил Викторов. Необходимы также усилия государства, поскольку контрольные функции возложены на федеральные органы исполнительной власти. Кроме того, действующее законодательство не прописывает четко механизм лишения некоммерческого партнерства статуса саморегулируемой организации. В нынешнем правовом поле эта процедура может длиться годами, а СРО будет продолжать работать и штамповать допуски на строительство фирмам-однодневкам. Кроме того, размыты и функции контроля за работой СРО – Ростехнадзор, на который возложены эти обязанности, с ними явно не справляется как в силу отсутствия специалистов, так и по причине загруженности по основным видам контроля. За два года им было проведено чуть более 20 проверок СРО. При этом добровольный аудит НОСТРОя прошли более 90 СРО.

Именно для уточнения ряда положений и функций были инициированы Координационным советом при Минрегионе России поправки в Градостроительный Кодекс в части борьбы с недобросовестными СРО. Среди этих поправок есть очевидные: правила ведения реестра членов СРО (а это прозрачность при приеме в члены СРО и с точки зрения контроля за компенсационным фондом), требования к размещению решений общих собраний СРО и иных документов на официальных  сайтах и так далее. Есть поправки, вызвавшие резкое неприятие, в том числе, в части штрафов за нарушения. Суммы там прописаны небольшие – для любого «коммерческого» СРО 50 тысяч рублей – это мелочь, которую можно заплатить и торговать допусками дальше. Дискуссию в обществе вызвали и положения, наделяющие некоторыми контрольными полномочиями за своими членами и Национальные объединения – это предмет для дальнейшей проработки, но, по сути дела, такие полномочия у любой организации должны быть.

Алексей Белоусов рассказал о создании в Санкт-Петербурге и работе рабочей группы по борьбе с «коммерческими» СРО. Эта работа очень актуальна – к сожалению, Санкт-Петербург занимает первое место по концентрации таких СРО: 6 из 8 организаций находятся именно в Петербурге. На вопрос прессы, почему сложилось такое положении, Алексей Белоусов с мрачным юмором заметил: «В нашем городе много талантливых людей. В том числе, и мошенников». Рабочая группа сформирована из представителей СРО и юристов и занимается разработкой конкретных мер и способов борьбы с недобросовестными СРО.

Сергей Анденко поддержал необходимость внесения поправок в действующее законодательство и рассказал, как именно от купивших допуски строительных компаний страдают петербуржцы: это и некачественный ремонт детских садов и школ, и плохое качество дорог, и срыв сроков ремонта или строительства. Меры за нарушение законодательства необходимо ужесточать – тем более, что вывод на рынок фирм-однодневок с сомнительной репутацией напрямую влияет на безопасность строительства, а в конечном итоге, и на безопасность находящихся в этих зданиях людей.

Владимир Чмырев поддержал поправки в ГрадКодекс и особо остановился на необходимости требований к прозрачности и открытости информации. Даже эти меры, если жестко требовать их исполнения, помогут навести порядок в СРО – сразу станет понятно, сколько, кому  и каких допусков выдала саморегулируемая организация, каков должен быть компенсационный фонд, где он хранится и т.д. А сейчас на сайтах «торговых» СРО найти такую достоверную информацию в принципе невозможно. Количество членов того же «СтройРегиона» за год колеблется от 5 тысяч до 1500. При этом размер компенсационного фонда, который по факту приема 5000 членов должен составлять, как минимум, полтора миллиарда рублей, находится неизвестно где и неясно, есть ли он вообще.

Отвечая на вопрос журналистов о том, что НОСТРОЙ «положил глаз» на компенсационные фонды СРО и хочет забрать их к себе, Михаил Викторов заметил, что в случае со «СтройРегином», может быть, уже и забирать нечего. Да и НОСТРОю этьи деньги ни к чему – от них больше хлопот, чем толку. Напомним, что в случае гипотетической ликвидации СРО ее компенсационный фонд перечисляется на специальный счет НОСТРОя, где и хранится в течение 3 лет на тот случай, если выявятся нарушения при строительстве у членов данной СРО. Кроме того, по словм М.Викторова, необходимо продумать механизмы использования компенсационных фондов, которых в общей сложности, накопилось более 40 млрд рублей, для обеспечения, например, дешевых банковских кредитов на строительство жилья. Это деньги строителей, и нужно заставить их на строителей и работать.

Далее участники пресс-конференции ответили на многочисленные вопросы журналистов.

Источник: http://www.sro-s.ru