Валерий Мозолевский: Национальному реестру специалистов строительной отрасли должны предшествовать реестры региональные

681
Валерий Мозолевский: Национальному реестру специалистов строительной отрасли должны предшествовать реестры региональные
image_pdfimage_print

Согласно новациям 372-ФЗ, эффективность реформы саморегулирования в строительстве в числе прочих мер призван повысить национальный реестр специалистов. Чтобы реестр стал действенным механизмом, необходимо разработать и принять комплекс условий для его результативного применения, а предтечей реестра на федеральном уровне могут стать региональные реестры специалистов строительных организаций, считает координатор НОСТРОЙ по ДФО, гендиректор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский.

Эффективность реформы саморегулирования в сфере строительства базируется на сочетании таких основных новаций, как региональный принцип построения системы СРО строителей, открытость сведений о кадровом потенциале строительных организаций и внедрение механизмов, позволяющих заказчикам определять опыт и соответствие лиц, организующих строительство в подрядных организациях на всех этапах проведения закупок и выполнения заключенных контрактов.

Одно из важных мест в этой системе занимает национальный реестр специалистов в области строительства (НРС). Согласно ст. 55.5-1 ГрК РФ, специалист по организации строительства — это физическое лицо, имеющее право осуществлять по трудовому договору трудовые функции по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта. Сведения об этом физлице должны быть включены в национальный реестр специалистов в области строительства.

Согласно ч. 4-6 ст. 55.5 ГрК РФ, саморегулируемая организация в процессе своей деятельности в дополнение к стандартам, предусмотренным законом «О саморегулируемых организациях», в срок не позднее трех месяцев с даты присвоения статуса саморегулируемой организации утверждает квалификационные стандарты СРО в соответствующей сфере деятельности.

В этой связи перед Национальными объединениями (прежде всего НОСТРОЙ) встает задача разработки плана действий по ведению НРС в области строительства. Однако, чтобы реестр стал действенным механизмом, необходимо разработать и принять комплекс условий для его результативного применения. Ввиду того, что принятый 372-ФЗ носит в значительной степени рамочный характер, сообществу СРО совместно с Минстроем России необходимо разработать и принять целый ряд стандартов деятельности и положений, наделяющих реестр необходимым функционалом. Среди документов, требующих разработки, следует выделить, прежде всего, перечень направлений подготовки в области строительства; порядок ведения национального реестра специалистов в области строительства, порядок внесения изменений в сведения о физических лицах, включенных в реестр; порядок включения сведений о физлице в национальный реестр специалистов и их исключение из него.

Данные документы необходимо разработать в кратчайший срок. При этом «Перечень направлений подготовки в области строительства» выиграет, если в нем учесть направления подготовки специалистов — членов СРО.

Я убежден, что для создания НРС на федеральном уровне необходимо предварительно создать региональные реестры специалистов строительных организаций. В Сахалинской области эта работа по инициативе местных властей уже начата.

Региональный реестр специалистов позволит определить потенциал стройкомплекса в конкретном регионе страны, а также даст возможность точнее определить возможности и направления его развития, в том числе в вопросах формирования продуманной кадровой политики. Поэтому при разработке порядка ведения реестра специалистов в области строительства надо предусмотреть положение, согласно которому Национальные объединения могли бы дополнить его информацией о реестровом номере внесенного в НРС специалиста, направлении подготовки специалиста, информацией по оценке квалификации специалиста на соответствие профессиональному стандарту.

На мой взгляд, информация в реестре специалистов должна будет содержать открытую и закрытую части. Открытая часть может включать ФИО; вид осуществляемых работ; дату принятия решения о включении (исключении) в НРС; иную информацию, в соответствии с регламентом. Закрытая часть может включать персонифицирующие данные (дата рождения, СНИЛС); информацию об образовании, повышении квалификации; общий стаж работы; специальный стаж работы; наличие разрешения на работу (для иностранных граждан); данные о работодателе; информацию о фактах привлечения к ответственности. Также целесообразно предусмотреть связь между НРС и госреестром членов СРО.

Кроме того, информацию о лицах, осуществляющих строительство конкретного объекта, стоит предоставить и общественности. Эти сведения можно размещать на информационных щитах строительных объектов наряду со сведениями о лицах, организующих строительство со стороны застройщика (технического заказчика) и главного инженера проекта.

Если руководить строительством объекта будет специалист, которого нет в НРС, или сведения о фактическом специалисте будут кардинально расходиться с информацией в заявке при проведении закупки, заказчик должен иметь возможность расторгнуть контракт.

Решение поставленных задач поможет вывести всю систему саморегулирования в строительстве на качественно новый уровень и обеспечить полноценный контроль за подготовкой кадров.

Источник: «Строительная газета»