Реформа саморегулирования в строительстве: подводя первые итоги

659
image_pdfimage_print

В Санкт-Петербурге завершились мероприятия VIII Всероссийской конференции «Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство». В конференции приняли участие представители Минстроя России, Государственной Думы Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы, правительств Москвы и Ленинградской области, саморегулируемых организаций в области строительства, кадастровой деятельности и энергоаудита из разных регионов России.

В рамках пленарного заседания и тематических секций участники конференции рассмотрели процессы адаптации строительного рынка к изменениям в законодательстве, новые правила долевого строительства, особенности участия членов СРО в госзакупках, формирование Национального реестра специалистов (НРС) и подвели первые итоги изменений в отрасли после принятия Федерального закона от 3 июля 2016 года № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

«На прошлогодней конференции мы анализировали масштабные изменения, которые должны были произойти в связи с введением 372-ФЗ, – отметил исполнительный директор Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Виктор Прядеин. – Эти изменения произошли, и мы убеждаемся, насколько оздоровилось саморегулирование: серьезные проблемы, о которых говорилось год назад, сегодня уже невозможны, потому что действуют другие правила игры». Одной из таких ликвидированных проблем чиновник считает уход с рынка малоуправляемых СРО-гигантов (численностью свыше 1000 членов), в которых состояло более 60 тысяч участников строительного рынка, или 47% всех членов строительных СРО.

Директор Правового департамента Министерства строительства и ЖКХ РФ Олег Сперанский напомнил, что СРО – это не административная система, и призвал саморегулируемые организации еще активнее участвовать в управлении и самостоятельно принимать важные решения по страхованию или по формированию нормативных документов, не дожидаясь указания сверху. «Мы верим в саморегулирование и верим в то, что эта система должна заработать», – заверил он.

Ответственный секретарь Экспертного Совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при Комитете Госдумы РФ по транспорту и строительству Светлана Бачурина обратила внимание на то, что еще шесть лет назад в этом зале прозвучали ключевые для реформирования слова – «информационная открытость». «В Градостроительном кодексе значительная роль отведена статусу государственных информационных ресурсов, которые существуют по принципу открытости и позволяют создавать конкурентную среду между честными добросовестными участниками строительной деятельности. Мне кажется, что эту задачу мы успешно решаем, и это еще один положительный итог», – сообщила Светлана Бачурина.

Вице-президент Национального объединения проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ), член Совета НОПРИЗ, Координатор НОПРИЗ по СЗФО Александр Гримитлин особенно отметил значимость создаваемого Национального реестра специалистов, несмотря на издержки, связанные с этим процессом: «Это огромный шаг вперед, но всего лишь первый шаг. Мы должны позаботиться о том, чтобы члены Реестра не только имели диплом, но действительно были специалистами, отвечающими за качество объектов. Поэтому, как только будут решены организационные вопросы, надо вернуться к вопросам повышения качества специалистов НРС в области изыскательских, проектных и строительно-монтажных работ. С этой целью сегодня разрабатываются профессиональные стандарты, а с учетом активного внедрения BIM-технологий в проектирование, строительство и эксплуатацию объектов необходимо будет внести в них соответствующие коррективы. Эта важнейшая задача НОСТРОЙ и НОПРИЗ на ближайшее будущее».

«Положительное следствие введения Федерального закона 372-ФЗ состоит в том, что целый ряд организаций малого и среднего бизнеса освободили от участия в СРО, – считает исполнительный директор Общественного совета по развитию саморегулирования Сергей Афанасьев. – Еще один плюс – новые правила размещения компенсационных фондов, благодаря чему строителям уже не надо опасаться, что их средства «сгорят» вместе с ненадежным банком. Но мы уже восьмой год собираем, размещаем, взыскиваем, теряем и снова собираем компфонды. Когда и где они сработали на повышение качества строительства? Тот же вопрос можно задать в связи с еще одним новшеством – НРС. Как увязать внесенных в Реестр специалистов с качеством строительных работ? Над этими вопросами предстоит очень много работать, и мы находимся только в самом начале пути».

 

Источник: http://www.all-sro.ru