Депутаты Югры в первом чтении поддержали закон о бюджете на предстоящую трехлетку

461
Депутаты Югры в первом чтении поддержали закон о бюджете на предстоящую трехлетку
image_pdfimage_print

Дума Югры в первом чтении приняла закон о бюджете автономного округа на 2019 – 2021 годы, разработанный региональным правительством.

Отметим, что бюджет ориентирован на обеспечение сбалансированного развития бюджетной системы округа для достижения национальных целей, обозначенных президентом Российской Федерации, и ключевых приоритетов по улучшению качества жизни граждан нашего округа.

В основу формирования бюджета на предстоящую трехлетку положены сценарные условия базового варианта прогноза социально-экономического развития автономного округа, предусматривающего сохранение консервативных оценок развития экономики региона и сохранения действия финансовых и экономических санкций в отношении российской экономики.

При формировании параметров доходов бюджета учитывались изменения законодательства, в том числе пролонгация до 2024 года решения о централизации 1% налога на прибыль организаций в федеральном бюджете и исключение с 2019 года движимого имущества из объекта налогообложения по налогу на имущество организаций.

Субъектам Российской Федерации передана часть норматива отчислений (10% ежегодно) от акциза на крепкий алкоголь, также принято решение о частичной компенсации выпадающих доходов бюджета через распределение дотации на сбалансированность, без учета бюджетной обеспеченности. Эти решения оказали существенное влияние на формирование доходов бюджета.

Характеристики бюджета по доходам составляют на 2019 год 187,6 млрд рублей, на 2020 год 188,7 млрд рублей, на 2021 год 189,1 млрд рублей.

Прогноз доходов бюджета автономного округа на 2019-2021 годы определен на основании данных, представленных главными администраторами доходов бюджета Югры, на основании утвержденных методик прогнозирования доходов.

Значительную долю в доходах бюджета более 95% составляют налоговые доходы. Сумма налоговых доходов на 2019 год составила 179 млрд рублей, на 2020 год 180,3 млрд рублей, на 2021 год 181 млрд рублей. Основными налоговыми доходами являются налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и налог на имущество организаций.

Неналоговые доходы прогнозируются на 2019 год в сумме 3,3 млрд рублей и по 2,9 млрд рублей на 2020-2021 годы. В структуре неналоговых доходов на 2019-2021 годы основными являются штрафы, санкции, возмещение ущерба.

Безвозмездные поступления в бюджете автономного округа составляют по всем трем годам 16 млрд рублей. Основные из них -межбюджетные трансферты федерального бюджета.

Расходы бюджета на 2019 год сформированы в объеме 208 млрд рублей, на 2020 год – 213,5 млрд рублей, на 2021 год – 215,2 млрд рублей. В общем объеме расходов бюджета по всем годам трехлетки, без учета условно утвержденных расходов на 2020-2021 годы, удельный вес расходов на реализацию государственных программ составляет 99,3%.

С 2019 года государственные программы автономного округа утверждены в новой структуре и включают мероприятия, направленные на реализацию утвержденных Указом президента Российской Федерации национальных проектов и обозначенные губернатором приоритеты социально-экономического развития Югры.

Сохранен социальный аспект расходов бюджета, их удельный вес в программных расходах составляет свыше 70%. Проектируемые расходы бюджета сформированы с учетом полного финансового обеспечения социальных обязательств перед гражданами Югры.

Отмечается, что концентрация усилий на создании условий для полноценного развития детей в Югре позволит направить за счет всех источников финансирования в предстоящей трехлетке более 245 млрд рублей, в составе которых расходы на образование, здравоохранение, на социальную поддержку семей с детьми, и обеспечение жильём.

В 15 государственных программ интегрированы 11 национальных проектов, объем обеспечения которых составляет на три года более 45 млрд рублей, из них расходы бюджета на реализацию социальных национальных проектов запланированы в размере 27,9 млрд рублей. Объемы средств на реализацию национальных проектов будут уточняться по мере распределения средств из федерального бюджета.

На финансовое обеспечение сферы образования расходы в трехлетке составят 201,2 млрд рублей, из них свыше 70 % передается в муниципальные образования на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение дошкольного, общего и дополнительного образования детей.

Расходы сферы образования по участию в мероприятиях национальных проектов «Образование» и «Демография» составляют на три года 14,6 млрд рублей.

Главные приоритеты: повышение качества общего образования и модернизация профессионального образования, поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодежи, ликвидация очереди в ясли для детей в возрасте до трех лет.

В системе профессионального образования планируется осуществление мероприятий, направленных на внедрение адаптивных, практико-ориентированных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования. Показателем оценки модернизации профессионального образования будет являться доля выпускников, трудоустроившихся по полученной специальности в течение одного года после окончания обучения.

Расходы на региональное здравоохранение, с учетом средств обязательного медицинского страхования, запланированы с ростом в плановом периоде до 8,2 %. На три года они составляют 231,3 млрд рублей, в том числе предусмотрены бюджетные ассигнования на участие автономного округа в 6 федеральных проектах, входящих в национальный проект «Здравоохранение».

Среди приоритетов: дооснащение медицинских организаций сложным диагностическим оборудованием, переоснащение оборудованием сети региональных медицинских организаций, оказывающих помощь больным онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями, развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений, завершение формирования сети медицинских организаций первичного звена, обеспечение оптимальной доступности медицинской помощи для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях.

Запланирован ввод объекта «Сургутский окружной клинический центр охраны материнства и детства», ведущего учреждения службы родовспоможения в Югре, рассчитанного на 315 коек и 165 посещений в смену, крупнейшего учреждения такого типа в Уральском федеральном округе.

Расходы на социальную политику в бюджете автономного округа составляют в трехлетке 126 млрд рублей.

С 1 января 2019 года предусмотрена индексация на 4% отдельных видов мер социальной поддержки, в том числе труженикам тыла, реабилитированным лицам, ветеранам труда автономного округа, инвалидам с детства и многодетным семьям.

Меры социальной поддержки получат почти 415 тыс. югорчан, что составляет порядка 25% от численности населения автономного округа.

На реализацию национального проекта «Демография» предусмотрены средства в размере 11 млрд рублей. Реализация мероприятий проекта направлена на сохранение уровня демографического развития в автономном округе, создание благоприятных условий для жизнедеятельности семей, сохранение уровня материального обеспечения семей с детьми. Реализация проекта должна способствовать увеличению рождаемости в автономном округе.

Расходы на физическую культуру и спорт в региональном бюджете предусмотрены в сумме 9,6 млрд рублей на три года планового периода, в том числе на участие в федеральном проекте «Спорт – норма жизни» 292,1 млн рублей.

Реализация мероприятий проекта направлена на увеличение доли югорчан, систематически занимающихся физической культурой и спортом к 2024 году до 55 % от общей численности населения региона. При этом средства регионального бюджета, в первую очередь, направляются на подготовку спортивного резерва и сборных команд округа, проведение региональных, всероссийских и международных спортивных мероприятий, выплаты стипендий спортсменам и их тренерам.

Обеспечение условий для занятий физической культурой, школьным и массовым спортом, является расходным полномочием органов местного самоуправления, расходы на данные цели планируются в бюджетах муниципальных образований.

На развитие отраслей экономического блока в 2019-2021 годах планируется направить 94,2 млрд рублей.

В сфере жилищно-коммунального комплекса на реализацию мероприятий в ближайшей трехлетке планируется направить 28,6 млрд рублей, из них на участие в национальном проекте «Жилье и городская среда» – 9,8 млрд рублей, что позволит обеспечить в автономном округе устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда, увеличить объемы жилищного строительства не менее чем до 850 тыс. кв. м в год, обеспечить доступным жильем семьи со средним достатком, в том числе создать возможности для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, повысить комфортность городской среды в муниципальных образованиях.

На транспортную отрасль в ближайшие три года будет направлено 42,9 млрд рублей, из них расходы дорожного фонда автономного округа составят 31,3 млрд рублей.

Основными направлениями расходов являются дорожная деятельность с ежегодным финансированием свыше 12 млрд рублей, в том числе за счет средств дорожного фонда более 10 млрд рублей, и транспортный комплекс с ежегодным объемом финансирования более 1 млрд рублей.

Расходы на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» предусмотрены на три года в размере 4,3 млрд рублей. Мероприятия проекта направлены на приведение в нормативное состояние сети автомобильных дорог регионального значения, дорожной сети городских агломераций, сокращению доли автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий.

На мероприятия по созданию устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, развитию цифровой экономики запланированы средства на 2019 – 2021 годы в сумме 3,7 млрд рублей, в том числе расходы по участию в национальном проекте «Цифровая экономика Российской Федерации» в сумме 2,1 млрд рублей, что позволит: в 2020 году повысить уровень безопасности населения за счет завершения проекта по построению и развитию аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» с подключением систем безопасности жизнедеятельности в 5 пилотных муниципальных образованиях автономного округа в единое информационное пространство; увеличить долю государственных и муниципальных услуг, функций, сервисов, предоставленных в цифровом виде с 15 % в 2019 году до 30 % в 2021 году.

На реализацию мероприятий в автономном округе по сохранению благоприятной окружающей среды и биологического разнообразия планируется направить на три года 2,1 млрд рублей, в том числе на расходы национального проекта «Экология» 214,2 млн рублей. Мероприятия проекта направлены на ликвидацию объектов накопленного вреда окружающей среде и строительство в Нефтеюганском районе комплексного межмуниципального полигона для размещения, обезвреживания и обработке твердых коммунальных отходов для городов Нефтеюганск и Пыть-Ях, поселений Нефтеюганского района.

Поддержка агропромышленного комплекса в бюджете автономного округа составит в ближайшей трехлетке 5,2 млрд рублей, из них свыше 80 % запланировано на поддержку отрасли животноводства.

Мерами государственной поддержки будет охвачено порядка 400 товаропроизводителей автономного округа ежегодно.

В составе указанных расходов предусмотрены бюджетные ассигнования по участию в федеральном проекте «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» на 2019 – 2021 годы в сумме 60 млн рублей, ежегодно. Данные средства планируется направить на развитие сельскохозяйственной кооперации путем предоставления грантовой поддержки 6 сельскохозяйственным потребительским кооперативам.

Расходы на строительство и приобретение объектов государственной и муниципальной собственности будут осуществляться в рамках Адресной инвестиционной программы Ханты-Мансийского автономного округа, а также в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о муниципально-частном партнерстве. Всего на эти цели в плановом периоде предусмотрено 26,3 млрд рублей.

В качестве приоритетов инвестиционной деятельности средства, в первую очередь, будут направлены на завершение строительством объектов по принятым бюджетным обязательствам, объектов, строительство которых обеспечивается с привлечением средств из федерального бюджета, а также общеобразовательных объектов для достижения целей по переводу школ на односменный режим обучения.

В предстоящей трехлетке запланированы средства на создание 97 объектов: 21 объект в сфере дорожного хозяйства, 18 объектов жилищно-коммунального комплекса, 3 объекта культуры, 2 объекта социальной сферы, 1 объект здравоохранения и 52 объекта образования, из них 37 общеобразовательных организаций, в том числе 16 объектов в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о муниципально-частном партнерстве.

В системе межбюджетных отношений общее изменение с 2019 года структуры объемов предоставляемых межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям обусловлено изменением механизмов межбюджетного регулирования путем увеличения муниципальным образованиям нецелевой финансовой помощи и норматива отчислений от налога на доходы физических лиц, зачисляемого в местные бюджеты на 1,5%, а также индексацией объемов «выравнивающих» межбюджетных трансфертов и расширением перечня грантовой поддержки муниципальных образований.

С учетом изменений в системе распределения межбюджетных трансфертов, собственные средства местных бюджетов на 2019 год увеличиваются по сравнению с 2018 годом на 2,9 млрд рублей.

Эти решения направлены на повышение заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении доходов местных бюджетов, а также ответственности и самостоятельности в распределении ресурсов местных бюджетов.

Общий объем межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям на предстоящие три года составляет 236,3 млрд рублей, из них дотации составляют 32,3 млрд рублей, субвенции 167,6 млрд рублей, субсидии 35,9 млрд рублей, иные межбюджетные трансферты 519,5 млн рублей.

Объем «нецелевой финансовой поддержки» муниципальных образований в 2019 году вырос по отношению к предоставляемой в 2018 году на 35,1%.

По согласованию с муниципальными образованиями на предстоящую трехлетку дотация в размере 21,3 млрд. рублей заменена дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц. На полную или частичную замену пошли 18 из 19 муниципальных образований, получающих дотацию из бюджета округа.

Бюджет на предстоящий трехлетний период сформирован с дефицитом на 2019 год в сумме 20,4 млрд рублей, на 2020 год – 24,8 млрд рублей, на 2021 год -26 млрд рублей.

Для покрытия дефицита планируется направить в 2019 году остатки средств бюджета на счетах по учету средств бюджета, в 2020-2021 годах – заемные средства в виде эмиссии государственных ценных бумаг автономного округа. Все эти меры будут способствовать поддержанию долговой нагрузки на безопасном уровне.

Добавим, что подходы к формированию закона о бюджете и его основные характеристики обсуждены с депутатами думы автономного округа на депутатских слушаниях, общественным советом при департаменте финансов и с общественностью на публичных слушаниях с подключением в режиме видеоконференцсвязи всех муниципальных образований Югры.

Второе чтение закона о бюджете депутаты назначили сегодня, 15 ноября.

Источник: admhmao.ru