Владимир Владимирович, недавно в одном из выступлений вы назвали нацпроект “Жилье и городская среда”, дословно, “самой тонкой материей из всех двенадцати нацпроектов”. С чем связана такая потребность в тонких настройках, на ваш взгляд?

— Среди 12 национальных проектов наш – единственный, сочетающий в себе две противоположные задачи: во-первых, рост отрасли в полтора раза, а во-вторых – серьезную реформу ее финансирования. Реформа призвана сохранить деньги граждан, вложенные в долевое строительство, но нельзя не признать, что в краткосрочной перспективе это приведет к сокращению ввода [недвижимости]. Одновременно в нацпроекте есть цель по росту объемов строительства жилья с нынешних 75 до 120 млн кв. м в 2024 году. В этом и состоит противоречие нашего национального проекта, но, несмотря на это, обе задачи должны быть выполнены.

Впрочем, “рыночные” нацпроекты находятся в меньшинстве – это наш, и, пожалуй, нацпроекты “Производительность труда и поддержка занятости” и “Международная кооперация и экспорт”. В остальных, как правило, заложена прямая зависимость результата от объема финансирования мероприятий.

 Надо ли бояться временного снижения объемов ввода жилья?

— Не стоит откладывать выполнение реальной работы из-за тех или иных опасений. Да, мы прекрасно понимаем, что в текущем моменте может не произойти роста объемов ввода жилья или же этот показатель вовсе может снизиться. Строительство – рыночная отрасль, многое из того, что в ней происходит, не поддается административному контролю. Например, в 2018 году было введено меньше жилья, чем ожидалось, из-за последствий экономических сложностей 2014 года. Тогда было “заложено” меньше новых площадок, чем могло бы, так как начались санкции, макроэкономические проблемы, рост ставок по кредитам. Влияние на объемы ввода жилья от перехода на проектное финансирование мы ощутим позже. Возможно, оно не будет столь сокрушительным, как сейчас предполагается в пессимистических прогнозах рынка. Но временное снижение компенсируется тем, что деньги участников долевого строительства будут защищены от недобросовестных или непрофессиональных застройщиков. Таким образом, впервые за всю историю долевого строительства экономика этой отрасли станет прозрачной, качественной. Это обеспечит прочный фундамент для устойчивого развития.

 В контексте нацпроекта много говорится о проектном финансировании и счетах эскроу с точки зрения строительного бизнеса. А как сочетается эта реформа с планами конкретных людей: допустим, я хочу купить квартиру в строящемся доме во второй половине 2019 года.  Если мне предложат договор долевого участия без счета эскроу, значит ли это, что меня хотят обмануть? Это опасно?

— Если вам предлагают купить квартиру в новостройке без счета эскроу после 1 июля, то, вероятно, речь идет о жилом комплексе, который получил право быть достроенным по старой схеме, потому что он на момент реформы уже был в довольно высокой степени готовности. Мы разработали проект постановления, который устанавливает критерии проектов, застройщики которых смогут завершить строительство без использования счетов эскроу. Предлагается установить всего два критерия. Это степень готовности объекта — не менее 30% —  и количество заключенных договоров долевого участия — не менее 10%. 

 Как покупателю понять, имеет ли застройщик право продавать квартиры без эскроу? Смотреть дату выдачи разрешения на строительство?

— При определенных усилиях граждане, возможно, смогут найти такую информацию самостоятельно. Но мы считаем, что лучше опубликовать эти данные на едином ресурсе. Мы подготовили постановление правительства, которое разграничивает, какие дома будут достраиваться с помощью старой схемы привлечения средств напрямую от дольщиков, а где застройщикам придется брать банковские кредиты и продавать квартиры через счета эскроу. Перечень проектов жилищного строительства, которые будут достраиваться по старым правилам, регионы должны разместить в открытом доступе. Это будут не просто списки девелоперов, а перечень конкретных жилых комплексов, поскольку в портфеле одной компании могут быть проекты, которые будут жить как по старым, так и новым правилам.

 Могут ли в нацпроекте “Жилье и городская среда” появиться новые задачи, направления и разделы? Если да, то не противоречит ли это идее майского указа?

— Совершенно не противоречит. Председатель правительства неоднократно говорил, что все нацпроекты – непростые, условия их выполнения могут меняться, и конечно, у нас могут появляться как новые инструменты, так и мероприятия для достижения национальных целей. Любой новый инструмент может повлечь за собой изменения нацпроекта. За шесть лет практического воплощения в жизнь претерпят изменения и некоторые мероприятия нашего нацпроекта. Так, сейчас идет дискуссия о достройке проблемных домов, где есть обманутые дольщики. Вопрос об отдельной федеральной программе обсуждается в Госдуме, но эта работа может вестись и как отдельное мероприятие нацпроекта “Жилье и городская среда”.

 А могут ли в нацпроекте появиться специальные разделы по развитию индивидуального домостроения или борьбе с самостроем?

— Глава государства поручил банкам упростить правила выдачи ипотечных кредитов на строительство частных домов. Но все же главная проблема развития индивидуального домостроения – это инфраструктура. И если электроснабжение жители поселка еще смогут организовать за свой счет, то проложить дорогу или водопровод практически невозможно, это слишком дорого. Если будет принято решение выделить дополнительные средства на поддержку инфраструктуры индивидуального жилищного строительства, то мы, конечно, готовы прописать правила. Но место сборки дополнительных мероприятий по развитию частного домостроение должно находиться в регионе, а они у нас очень разные: где-то больше людей проживает в сельской местности, где-то – в городах. Но при этом и в городах тоже надо создавать условия для того, чтобы люди имели возможность жить в частных домах в пригородах.

Что касается самостроев. Начну с того, что в целом недопустимо иметь такую ситуацию на своей территории. Вся разрешительная документация выдается на местах, и ответственность за ситуацию остается там же. Есть случаи, когда застройщики и местные власти по дому, возведенному без получения разрешительной документации, получают противоположные решения судов. А страдают от таких решений конкретные люди.

И все же, учитывая, что национальный проект направлен на развитие отрасли, добавлять в него историю с самостроями не считаю необходимым. Повторюсь, это зона ответственности конкретного муниципалитета.

 Почему в нацпроекте по жилью на ипотечные мероприятия не заложено финансирование? Означает ли это, что льготной ипотеки не будет?

— Федеральный проект “Ипотека”, действительно, не предполагает финансирования. В нем, в частности, речь идет о новой системе финансирования жилищного строительства, которая предполагает отказ от прямого привлечения средств дольщиков, чтобы граждане без опасений вкладывали кредитные средства в строительство жилья.

Теперь о льготах: ипотечное кредитование продолжает свой рост, несмотря на ставки, и это показывает статистика за январь-февраль 2019 года. Программы по субсидированию для семей с детьми по 6%, региональные программы, льготная ипотека для врачей и учителей, конечно, будет – но в рамках профильных нацпроектов. Это специальные продукты для решения специальных задач. В целом же ипотека в широком смысле – продукт рыночный, поэтому регулятор пока не видит предпосылок для субсидирования ипотеки для всех.

 В нацпроекте говорится, что одна из его целей – повысить число городов с благоприятной средой с 20% до 60%. Как это считается и что получат жители этих городов?

— Это зависит от конкретного муниципалитета. Такое понятие как “индекс качества городской среды” мы только начали вводить в оборот. В нем будет 36 показателей, и благоустройство – всего лишь один из них. Остальные – это и дороги, и безопасность, и социальная инфраструктура, и доступная среда, мероприятия всех нацпроектов. Поэтому место сборки нацпроектов – это конкретный муниципалитет, где власти должны аккумулировать собственные ресурсы, возможности бизнеса и мероприятия нацпроектов. От того, насколько эффективной будет эта работа, и будет зависеть результат.

 В индексе качества городской среды есть, например, такой критерий, как состояние жилищного фонда. Как он будет связан с аварийным жильем, которого пока меньше не становится?

— Прямая связь: чем качественнее мы строим дома, тем выше индекс. В майском указе не стоит задачи “победить” весь аварийный жилой фонд. Речь идет о том, чтобы перейти к его устойчивому сокращению – то есть сносить непригодных для жизни домов больше, чем выявляется. Как раз к 2023 году мы выйдем на эту опережающую динамику. Но, учитывая объемы, это работа не на один год – аварийного жилья ставится на учет больше, чем расселяется. Если мы эту тенденцию не переломим, все жилье рано или поздно начнет переходить в разряд аварийного. В аварийном доме нельзя жить, потому что он угрожает жизни и здоровью людей. Когда количество таких домов начинает увеличиваться, это становится серьезной точкой напряжения для регионов, этого нельзя допускать.

Еще о связях внутри нацпроекта: федеральный проект по расселению аварийного жилья даст возможность увеличить объем строительства новых домов, то есть будет влиять на федеральный проект “Жилье”. И, конечно, воедино связаны проекты по ипотеке и жилью: без спроса, обеспеченного ипотекой, ни на какие серьезные объемы строительства нам не выйти. А переход на проектное финансирование станет серьезным стимулом для того, чтобы менялась городская среда: качество проектирования вырастет, банки будут кредитовать только качественно проработанные проекты.

 В чем преимущество координации отрасли жилищного строительства через нацпроект?

— Проектное управление позволяет собрать все ресурсы – и финансовые, и административные – воедино, помогая получить максимальный результат. Мы должны обеспечить синергетический эффект от других нацпроектов, но, помимо этого, надо подключать интеллектуальные и организационные ресурсы. На создание комфортной городской среды выделяется 270 млрд рублей на пять лет на 85 субъектов. Это не такие большие деньги, и эффекта можно достичь только при активной позиции регионов. В условиях дефицита ресурсов, особенно если речь идет о небольшом муниципалитете, власти бывает очень сложно решить, как эффективно распорядиться деньгами. Что благоустроить в первую очередь – парк или набережную? Чтобы не ошибиться — а лишних денег на ошибочные решения у нас нет — надо спросить людей. Активное участие граждан — очень важный момент, потому что только люди знают, что им нужно, и что надо сделать, чтобы всем было комфортно.

К сожалению, не все граждане готовы высказывать свое мнение по той или иной позиции. Поэтому надо их мотивировать и предлагать удобные площадки для диалога, что несложно, учитывая, как мобильные сервисы глубоко вошли в нашу жизнь.

 Прошлые майские указы вы исполняли в статусе губернатора (Владимир Якушев в 2005-2018 годах был губернатором Тюменской области  прим. ТАСС), видите ли вы отличия между прошлым и нынешним циклом?

— Мы приобрели большой опыт, когда работали над предыдущими майскими указами, поэтому на новый уровень перевели вопросы, связанные с администрированием и контролем.

В начале нашего разговора я сказал, что нацпроект “Жилье и городская среда” не будет простым. Поэтому важно с самого начала объективно оценивать ситуацию. Мы не можем фантазировать о том, что через шесть лет все россияне будут жить в отдельных квартирах. В рамках нацпроекта мы раздаем не рыбу, а удочки – то есть формируем механизмы, которые позволят строить дома быстро и качественно, сделают ипотеку доступной для среднего класса, защитят деньги участников долевого строительства, заставят строителей конкурировать за покупателя с помощью лучших планировок, качества и сроков строительства, благоустроенной среды для жизни. Нацпроект даст активным горожанам рычаги влияния на то, как будет выглядеть их город, а главам муниципалитетов обеспечит новые полномочия, чтобы улучшать жизнь граждан, например, расселять аварийные дома не по привычным схемам, а с помощью ипотеки, реновации, привлечения бизнеса. Нацпроект “Жилье и городская среда” — ровно об этом, а не об утопических обещаниях. Для его выполнения надо работать сообща и федеральной власти, и региональной, и муниципалитетам.

Источник: minstroyrf.ru