Гарантию даю. В Нижневартовске идет первая в регионе дорожная стройка с применением КЖЦ

534
Гарантию даю. В Нижневартовске идет первая в регионе дорожная стройка с применением КЖЦ
image_pdfimage_print

К 2024 году 70% контрактов по строительству, ремонту и обслуживанию дорожной сети в России должны перейти на систему контрактов жизненного цикла (КЖЦ), при которой подрядчик не только строит или ремонтирует, но и эксплуатирует участок дороги после сдачи. Новый механизм развития дорожной сети, предусмотренный национальным проектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги», используют не только на федеральном, но и на муниципальной уровне.

Применение новых механизмов развития и эксплуатации дорожной сети, включая использование контрактов жизненного цикла – задача, поставленная президентом России в прошлогоднем «майском указе». Такие контракты применяются при строительстве объектов и содержании дорожной сети сроком до 5 лет. Один из ярких федеральных примеров – Крымский мост. КЖЦ позволил также значительно сократить сроки конкурсных процедур, так как контракт с подрядчиком заключается сразу на все этапы – от проектирования до строительства и последующего ремонта. При классической схеме торги по каждому этапу могли занять до трех месяцев.

Преимущества КЖЦ для дорожной отрасли оценили и муниципалитеты.

Первый подобный контракт на строительство дороги в Югре заключен в Нижневартовске, схему муниципалитет обкатает на участке улицы Пикмана. На 600-метровом отрезке от улицы Мусы Джалиля до улицы Чапаева работы проходят комплексно, затрагивая инженерные сети: появятся четыре полосы по 3,5 метра каждая для движения автомобилей, тротуары с обеих сторон дороги, ливневая канализация, стоянки. Стоимость работ с учетом периода эксплуатации – 160 млн руб. (деньги городского бюджета). Строительство дороги по улице Пикмана было одним из поручений главы города Василия Тихонова. Подрядчик напрямую зависит от качества собственной работы, говорит о преимуществах КЖЦ градоначальник.

«После окончания строительства он будет содержать дорогу и должен сдать ее в нормативном состоянии. Также благодаря этому механизму мы поддерживаем реальный сектор экономики. Такой долгосрочный контракт позволит подрядной организации быть уверенной в завтрашнем дне», – подчеркнул мэр Нижневартовска Василий Тихонов.

Следующий КЖЦ в Нижневартовске может быть заключен на строительство подъездной дороги к центральной окружной больнице, рассказал Накануне.RU директор Управления капитального строительства Иван Силецкий.

«В обязанности подрядной организации входит проектирование, строительство, ввод и эксплуатация автомобильной дороги. Изначально подрядчик заинтересован качественно запроектировать и построить дорогу, чтобы потом создать себе же меньше проблем при обслуживании. Это основной плюс этих контрактов», – отметил он.

Силецкий добавил, что КЖЦ позволяют привлекать к работам более надежных подрядчиков. «Скорее всего, на объекты будут заходить только крупные подрядчики. Если мы говорим о дорогах, то это компании с опытом эксплуатации дорог. У мелкого подрядчика навряд ли будет необходимая техника», – сказал Иван Силецкий.

КЖЦ на ремонт участка ул. Пикмана заключен именно с таким крупным подрядчиком – ГК «Северавтодор». Компания проводит все виды дорожных работ, осуществляет функции генподрядчика по содержанию территориальных, федеральных и промысловых автодорог, мостов и мостовых сооружений, а также по строительству и содержанию автозимников Ханты-Мансийского автономного округа. В парке компании 1223 единицы техники, а в «портфеле» – 3898 км дорог, 2552 км автозимников и ледовых переправ.

Заместитель председателя гордумы Сергей Землянкин отмечает, что участок дороги на улице Пикмана преображается на глазах.»Работы на участке идут, пока сбоев нет. Рабочие подготовили все к укладке первого слоя асфальта, надеюсь, к зиме этот участок будет открыт, что облегчит движение транспорта в час-пик. Меньше жителей будет ездить по микрорайону для объезда светофоров и пробок. Мы много раз участвовали в государственных программах, становились площадкой для экспериментов, было и ГЧП, и концессия. Что-то из этого пошло, что-то – нет, об успешности КЖЦ можно будет говорить после того, как мы увидим, как это работает на практике. Как показывает практика, многое зависит от исполнителя, надо внимательно подходить к выбору партнеров и подрядчиков», – рассказал Накануне.RU депутат.

Землянкин добавил, что участие крупного подрядчика с большим парком техники и широкими компетенциями в области строительства и ремонта дорог дает дополнительные гарантии высокого качества. В то же время депутат беспокоится о судьбе небольших подрядчиков, которые с расширением практики применения КЖЦ могут остаться без заказов.

По сравнению с традиционными государственными закупками, КЖЦ обладает рядом преимуществ для заказчика, отмечает старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления департамента прикладной экономики факультета экономических наук НИУ ВШЭ Наталья Ракута. Это высокое качество получаемого объекта, возможность выбора поставщика по соотношению цена-качество, снижение трансакционных издержек и издержек управления, распределение платежей за объект во времени, облегчение бюджетного планирования.

«Для региональных бюджетов преимущество состоит в том, что не нужно сразу резервировать большой объем бюджетных средств, поскольку оплата происходит с момента ввода объекта в эксплуатацию и поэтапно. КЖЦ дает возможность развивать социально значимую инфраструктуру при ограниченном бюджете, а фиксированный размер максимальных платежей позволяет планировать расходы, необходимые для исполнения контрактных обязательств», – отмечает Ракута. Конечные потребители тоже в выигрыше, они получают качественные объекты.

Эксперт отмечает, что именно транспортная инфраструктура является лидирующей отраслью по использованию КЖЦ в мире – на нее приходится половина сделок. Использование КЖЦ в российской практике будет воздействовать на экономическое развитие регионов за счет эффекта мультипликатора и обеспечит потребителей качественными общественными благами, резюмирует эксперт.

Если резюмировать, то можно отметить, что КЖЦ – это абсолютно новый подход к строительству и содержанию дорог.

Что касается Нижневартовска, где городские власти любят и умеют применять инновационные подходы и технологии, то здесь работы проходят комплексно, не затрагивая инженерные сети. Длина нового участка, который освоят методом КЖЦ, около шестисот метров, предусмотрено четыре полосы для движения автомобилей, тротуары с обеих сторон дороги, ливневая канализация, стоянки.

Одним словом, требования самые что ни на есть современные, с прицелом на удобство вартовчан. В нынешнем году запланировано выполнить нижний слой асфальта и открыть дорогу для движения во временном исполнении. Следующим летом дорогу вновь перекроют, тогда будут уложены верхние два слоя асфальта, а также завершены все остальные необходимые работы.

В принципе горожанам, конечно, нет разницы – какой именно подход используют городские власти в ремонте и реконструкции дорожного полотна, главное – качество, долговечность и безопасность. Но вот именно все это и обеспечит внедрение КЖЦ в практику городского управления Нижневартовска.

Источник: Информационная служба Накануне.RU