Просим Вас ознакомиться с предложениями от Окружной конференции Сибирского федерального округа по вопросам сметного нормирования и ценообразования

85
Просим Вас ознакомиться с предложениями от Окружной конференции Сибирского федерального округа по вопросам сметного нормирования и ценообразования

Уважаемые коллеги!

Просим Вас ознакомиться с предложениями от Окружной конференции Сибирского федерального округа по вопросам сметного нормирования и ценообразования и направить в адрес Союза свои замечания и предложения по электронной почте ssu2@mail.ru

Предложения от Окружной конференции Сибирского федерального округа по вопросам сметного нормирования и ценообразования

Проблемы в сфере сметного нормирования и ценообразования негативно отражаются на деятельности заказчиков и подрядных организаций, осуществляющих строительство объектов с бюджетным финансированием сдерживают внедрение инновационных технологий на внебюджетных стройках. Принятые Минстроем России методики, не учитывают региональных особенностей в формировании цены строительной продукции, не способствуют инициативной деятельности подрядных организаций в повышении производительности труда. Многие аукционы на строительство бюджетных объектов в СФО были признаны не состоявшимися. Участились случаи отказа бизнеса от участия в строительстве бюджетных объектов, ввиду несоответствия установленных контрактами стоимости строительства фактическим затратам на их исполнение. В связи с этим предлагаем рассмотреть следующие предложения саморегулируемых организаций Сибирского Федерального округа.

  • В целях обеспечения реализации задач реформирования системы сметного нормирования и ценообразования внести в ст.6.1 и в ст. 8.3 Градостроительного кодекса РФ дополнение по передаче органам исполнительной власти субъектов федерации части полномочий по сметному нормированию и ценообразованию в строительстве, что при едином методологическом обеспечении реформы Минстроем России, ФАУ Главгосэкспертиза России будет способствовать более быстрому и оперативному реагированию на вызовы рынка.
  • Для достижения основной задачи, поставленной на Госсовете по строительству в мае 2016 г. по обеспечению разработки и актуализации сметных нормативов, отвечающим современным технологиям строительства, реальным рыночным условиям и предназначенным для определения достоверной стоимости строительных работ, исключить внутреннее противоречие «нормоустанавливающего» и «исполнительного» функционала. Для этого предлагаем рассмотреть возможность создания при ФАУ Главгосэкспертиза России учреждения по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве, выполняющего работы в сфере ценообразования и сметного нормирования (управление разработки сметных норм, управление экспертизы сметных норм, управление методологии ценообразования и мониторинга цен строительных ресурсов).
  • Рассмотреть вопрос о возобновлении отчислений на финансирование опытно­конструкторских и научно-исследовательских работ в строительной отрасли (в том числе и в области экономики строительства) со всех инвестиций, направленных на строительство и воспроизводство основных фондов страны (это решает вопросы не только раздела Стратегии «Внедрение инноваций», но и реформы системы технического нормирования и ценообразования в строительстве),
  • Воссоздать при Минстрое России Институт типового проектирования с включением в его структуру научно-исследовательских подразделений в сфере технологии и экономики строительства (по типу ЦНИИОМТП и ЦНИИЭУС).
  • С учетом возможностей межведомственного обмена данными государственных информационных систем минимизировать дублирование отчетности по стоимости произведенной строительной продукции и стоимости её приобретения в различные федеральные органы (Минстрой России-Росстат).
  • Предусмотреть в составе ФГИС создание свободного информационного ресурса о выпускаемой на территории РФ продукции (изделий, материалов, конструкций) с указанием месторасположения производства, года ввода в эксплуатацию или года, в котором проведена модернизация производства, балансовой мощности, номенклатуры выпускаемой продукции, технических и ценовых характеристик, адресов официальных дилеров и т.д. (к разделу IV Плану мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли РФ от 22.10.2019 № 9580п-П9).
  • Во исполнение поручения, установленного Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2019г. № 604 формирование номенклатуры ценообразующих ресурсов проводить с учетом региональных особенностей по видам строительства (жилищно-гражданское, транспортное строительство, коммунальная энергетика, водоснабжение и водоотведение) с учетом применяемых материалов, конструкций и изделий (региональная база строительной индустрии и промышленности строительных материалов, ввозные материалы).
  • При расчете стоимости квадратного метра жилья для предоставления субсидий учитывать фактические затраты субъекта РФ с учетом климатических особенностей регионов, в том числе сейсмики, транспортировки материалов, изменения стоимости строительных ресурсов (материалы, машины, механизмы, оплаты труда) в субъектах федерации и исполнения требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.
  • Рассмотреть возможность финансирования региональных центров по ценообразованию в строительстве субъектов Российской Федерации из федерального бюджета РФ.
  • В соответствии с поручением Президента РФ от 17 июля 2019 г. (Пр-1381ГС, п.За- 3) предусмотрено создание в РФ региональных центров мониторинга цен строительных ресурсов, в том числе цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и на эксплуатацию машин и механизмов, а также мониторинга среднемесячного размера оплаты труда рабочих, занятых в строительной отрасли, в целях направления результатов мониторингов в ФАУ Главгосэкспертиза России. Однако, технология взаимодействия с региональными центрами напоминает «черный ящик», не позволяя регионам прогнозировать изменение расценок и оперативно решать вопросы формирования достоверной цены строительства на бюджетных объектах.

На переходный период до наполнения данными Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве предлагается полномочия по сметному нормированию и ценообразованию в строительстве, которые включают в себя, в том числе разработку и утверждение индексов изменения сметной стоимости строительства к сметно-нормативным базам, передать региональным центрам по ценообразованию в строительстве под контролем и при едином методологическом обеспечении со стороны Минстроя России и ФАУ Главгосэкспертиза России.

Это позволит в переходный период более достоверно определять сметную стоимость строительства:

  • ресурсным методом – с применением государственных сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов (ГЭСН), с использованием стоимости ресурсов в текущем уровне цен, определяемых ежеквартально региональными центрами ценообразования в строительстве:
  • базисно-индексным методом — на основании утвержденных и внесенных в федеральный реестр территориальных сметных нормативов (ТЕР) с пересчетом в текущий уровень цен индексами по видам работ, определяемых ежеквартально региональными центрами ценообразования в строительстве;
  • базисно-индексным методом – с применением государственных сметных нормативов (ФЕР), с последующим пересчетом в текущий уровень цен индексами по видам работ, определяемых ежеквартально региональными центрами ценообразования в строительстве.
  • Разработать и утвердить на Федеральном уровне методику предоставления информации представителями бизнеса (строительными организациями) о несоответствии расценок баз ТЕР, ФЕР фактическим затратам, а также на основании предоставленной информации проводить оперативно корректировку баз.
  • В связи с тем, что индекс по видам строительства для баз ТЕР, ФЕР, выпускаемый Федеральным центром для нового строительства, некорректно применять к текущему и капитальному ремонту, необходимо отдельно разрабатывать и выпускать индекс по видам работ для текущего и капитального ремонта.
  • Добиться увеличения не менее, чем на 20% индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, пусконаладочных работ, разработанные к сметно­нормативной базе 2001 года, выпускаемые ежеквартально Минстроем России и включенные в федеральный реестр сметных нормативов с 2019 года до перехода к ресурсному методу.
  • С целью более точного определения транспортных расходов по субъектам РФ восстановить транспортные схемы доставки ценообразующих строительных материалов, изделий, конструкций по крупным городам субъектов федерации или промышленным узлам застройки (зонирование).
  • Урегулировать с Минтрудом России вопрос о преждевременном внесении изменений в выпуски Единого Тарифно-Квалификационного Справочника работ и профессий, квалификационных разрядов рабочих строительных специальностей (приказ Минтруда от 9 апреля 2018г. № 215).
  • С целью широкого привлечения профессионального бизнес-сообщества к вопросу корректировки существующей базы сметного нормирования и ценообразования и приведения её в соответствие с технологическими нормами и применяемыми бизнесом инновационными технологиями рассмотреть вопрос об изменении механизмов взаимодействия Минстроя России с заинтересованными участниками инвестиционно­строительного процесса (в части корректировки оснований отказа от рассмотрения – Приказ Минстроя России № 710 от 13.04.2017 – к п.1.5 Плана мероприятий по совершенствованию ценообразования).
  • Унифицировать Порядок утверждения сметных нормативов с разработкой и утверждением документов по стандартизации в строительстве в целях исключения в Планах утверждения (актуализации, пересмотра) сметных нормативов индивидуальных расценок под конкретный объект, на конкретной территории, финансируемых инициаторами.
  • Пересмотреть состав затрат в разделе И «Сметная документация» (справочник базовых цен на проектные работы) в связи со значительно возросшими затратами труда на разработку данного раздела.
  • Выработать подходы к проведению конъюнктурного анализа стоимости строительных ресурсов при разработке сметной документации (к п.1.1 Плана мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительстве).
  • Исключить разработку стандартов СТО НОСТРОЙ, дублирующих требования нормативных и методических документов федерального уровня. Рассмотреть возможность софинансирования работ по разработке новых карт трудовых процессов, которые будут являться исходным материалом для формирования стоимости строительной продукции.
  • НОСТРОЙ совместно с Минстроем России ввести практику отработки формируемых расценок на строящихся объектах строительных организаций, используя, в том числе возможности проводимых конкурсов профессионального мастерства.
  • Разрешить Кемеровской, Томской областей, Алтайского края (по согласованию с региональными органами власти) выступить в качестве пилотных регионов по применению ресурсного метода при расчете сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог областного и муниципального значения, что позволит выработать          не только необходимые методические подходы к оптимизации процесса перевода отрасли на ресурсный метод, но и актуализировать сметные нормы и расценки, связанные с внедрением новых технологий и материалов в дорожном строительстве. При этом формировании отчетности региональных центров по стоимости строительных материалов, машин, механизмов естественно будет продолжено.

Это предложение связано с тем фактом, что уже сегодня субъекты Федерации получили по автомобильным дорогам индекс ниже, чем “Прочие объекты” в составе которых они были ранее. Руководители центров по ценообразованию данных территорий имеют богатый методологический опыт в системе сметного нормирования и ценообразования, что позволит грамотно выстроить          работу по формированию доказательной базы.

(Просим поддержать обращение к руководству Национального объединения строителей и к курирующему отрасль вице-премьеру в отношении определения плотных регионов СФО в части перевода их на ресурсный метод при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте автомобильных дорог областного и муниципального значения).

  • Саморегулируемым организациям и предприятиям строительного комплекса регионов активизировать работу по рассмотрению нормативных и методических документов реформируемой системы сметного нормирования и ценообразования в строительстве, оказывать всестороннюю поддержку региональным центрам по ценообразованию в строительстве в работе по мониторингу основных ценообразующих ресурсов и анализу системы оплаты труда в отрасли с учетом специфики и условий выполнения работ.